Статья о Архангеле Михаиле
Архангел Михаил - грозный воевода.
1. В центре композиции
Архангел Михаил в образе огненного ангела с венцом на голове. Образ
часто сопровождается цитатой из Псалтири об огненной природе некоторых
ангелов: "Ты творишь Ангелов Своих духами, и служителей Своих – пламенем
огненным" (Пс 103:4).
2. Из уст его исходит труба.
Трубящие ангелы, согласно Книге Откровения, призывают казни во время
конца света: "И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью"
(Откр 8:6-7).
3. В руке ангела Книга: "И увидел я другого Ангела,
летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы
благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и
народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему
славу, ибо наступил час суда Его" (Откр 14:6-7)
4. В его деснице
кадильница: "И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа
золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с
молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед
престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред
Бога" (Откр 8:3-4).
5. Также он держит крест и копье - символ его
воеводства. Помимо упоминания о Михаиле как воине в Книге пророка
Даниила и Откровении, предание связывает его с ангелами, явившимися
Исусу Навину и Валааму. В Откровении архангел прямо называется
предводителем небесного воинства: "И произошла на небе война: Михаил и
Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против
них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе"(Откр
12:7-8).
6. Копье сокрушает дьявола, изображенного в образе темной
хохлатой фигуры со связанными руками: "Он взял дракона, змия древнего,
который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет" (Откр 20:2).
7.
Разрушенные здания рядом с сатаной отсылают нас к Псалтири: "У врага не
осталось оружия совсем, и города разрушил Ты, погибла память о нем с
шумом!" (Пс 9:6) а также к описанию разрушения Вавилона - символ
нечестивого царства в Апокалипсисе: "И город великий распался на три
части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом,
чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его" (Откр 16:19).
8. Дьявол лежит в темном проеме, символизирующем ад. В других изводах композиции дьявол и здания тонут в море.
9.
Между крыльев (чаще - между воздетых рук) Ангела распростерта радуга:
"И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного
облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его
как столпы огненные". Облако у огненных ног архангела также часто
присутствует в данной композиции.
10. Архангел восседает на крылатом
(часто красном) коне. Хотя конь и не назван в тексте Откровения,
Михаила иногда изображают как всадника. Конь с одной стороны символ его
быстрого движения, с другой - атрибут его воеводства.
11. Ангел
обращен к облачному сегменту неба. На небесах Христос в образе отрока.
За его спиной звездное небо. Образ Христа в образе юноши, восседающего
на престоле был распространен еще в иконографии XVI века.
12. Отрок
Христос восседает за престолом уготованным. На престоле книга и сосуд.
Этимасия (престол уготованный) отсылает нас к пророчеству Давида о
Втором пришествии: "Он приготовил для суда престол Свой" (Пс 9:8) а
также к словам Откровения: "И вот, престол стоял на небе, и на престоле
был Сидящий".