Статья о Архангеле Михаиле


Архангел Михаил - грозный воевода.

1. В центре композиции Архангел Михаил в образе огненного ангела с венцом на голове. Образ часто сопровождается цитатой из Псалтири об огненной природе некоторых ангелов: "Ты творишь Ангелов Своих духами, и служителей Своих – пламенем огненным" (Пс 103:4).
2. Из уст его исходит труба. Трубящие ангелы, согласно Книге Откровения, призывают казни во время конца света: "И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью" (Откр 8:6-7).
3. В руке ангела Книга: "И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его" (Откр 14:6-7)
4. В его деснице кадильница: "И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Откр 8:3-4).
5. Также он держит крест и копье - символ его воеводства. Помимо упоминания о Михаиле как воине в Книге пророка Даниила и Откровении, предание связывает его с ангелами, явившимися Исусу Навину и Валааму. В Откровении архангел прямо называется предводителем небесного воинства: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе"(Откр 12:7-8).
6. Копье сокрушает дьявола, изображенного в образе темной хохлатой фигуры со связанными руками: "Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет" (Откр 20:2).
7. Разрушенные здания рядом с сатаной отсылают нас к Псалтири: "У врага не осталось оружия совсем, и города разрушил Ты, погибла память о нем с шумом!" (Пс 9:6) а также к описанию разрушения Вавилона - символ нечестивого царства в Апокалипсисе: "И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его" (Откр 16:19).
8. Дьявол лежит в темном проеме, символизирующем ад. В других изводах композиции дьявол и здания тонут в море.
9. Между крыльев (чаще - между воздетых рук) Ангела распростерта радуга: "И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные". Облако у огненных ног архангела также часто присутствует в данной композиции.
10. Архангел восседает на крылатом (часто красном) коне. Хотя конь и не назван в тексте Откровения, Михаила иногда изображают как всадника. Конь с одной стороны символ его быстрого движения, с другой - атрибут его воеводства.
11. Ангел обращен к облачному сегменту неба. На небесах Христос в образе отрока. За его спиной звездное небо. Образ Христа в образе юноши, восседающего на престоле был распространен еще в иконографии XVI века.
12. Отрок Христос восседает за престолом уготованным. На престоле книга и сосуд. Этимасия (престол уготованный) отсылает нас к пророчеству Давида о Втором пришествии: "Он приготовил для суда престол Свой" (Пс 9:8) а также к словам Откровения: "И вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий".





Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо