Статья о Старообрядческой Лестовке


     Лестница от земли на  Небо,  или меч духовный


            В обиходе старообрядцев всех согласий  употребляется лестовка, без которой нельзя находиться на службе в храме, да и дома на молитве тоже принято стоять с лестовкой в левой руке. Более того, у каждого старообрядца (и монаха, и мирянина)  должна быть своя лестовка, то есть каждый должен непрестанно молиться Господу.  Даже покойному в гроб обязательно надевают на руку лестовку, как правило,  белую, шитую из ткани.   Но лестовка совсем не похожа на чётки [1],  которые в господствующей  церкви (РПЦ) полностью вытеснили  лестовку и которые имеют 100 или 150 узелков (шариков, бусинок), разделённых на десятки или на четверти (по 25 узелков), отделённых более крупными узлами.  Традиционная лестовка  [1а]   устроена совсем по-другому -  в виде плетёного кожаного ремня-лесенки, в котором для отсчёта молитв и поклонов служат не узелки или шарики (бусинки), а  109 ступенек (бабочек).  Это только внешнее отличие лестовки от чёток. Но самое главное  её отличие заключается в том, что лестовка  символизирует собой восхождение молящегося от земли на Небо.  В её  устройстве символически закреплены основы христианского вероучения, и мы постараемся рассказать о том, когда появилась лестовка, как она устроена и почему она так называется.
Фото Зинаиды Дерягиной
     Наш ответ мы начнём с того, что первоначально на Руси для подсчёта поклонов и молитв пользовались вервицей, которая пришла вместе с христианством из Византии, но получила  у нас славянское название и   буквально значит – «вервь, верёвка». И вервица действительно имела вид тонкой верёвки (или шнура), на которой были завязаны узлы. Поскольку вервица на Русь пришла из Византии, то она  в какой-то мере представляет собой перевод греческого комвологион (Τό κομβολόγιον),  хотя это греческое слово переводится  как «узлословие» (от комвос – «узел» и логион – «изречение». В наше время греки её называют комболойе (Τό κομβολοιέ), буквальное значение -  «молитва, сказанная вслух». И ещё в  Греции  есть такие названия  для чёток: родинос стефанос  (Ο ρόδινος στέψανος) – «розовый венок», компосхинион – «верёвочка хвалы (Богу)». Интересно то, что зёрна или бусинки для греческих чёток делаются из тростника - в память о том, что Христос пользовался в быту тростниковыми циновками.  Отметим также и другие названия чёток: в Италии - capellina; на Корсике - corone; в Германии -  der Rosenkranz; во Франции - le rosaire или le chapelet;   в Англии - the chaplet, в Ирландии - the rosary и др.  Как видим,  многие из них  переводятся как «венец (роз)». Эти названия связаны с розарием (см. об этом ниже).

       Первоначально  верёвка с узелками, при помощи которой можно было подсчитать количество молитв и поклонов, получила широкое употребление в византийских монастырях 5 века, с распространением Устава святого Василия Великого (он ввёл вервицу, на которой заплеталось 103 узла). В свою очередь, вервица была заимствована у египетских святых отцов. По преданию, её ввёл Пахомий Великий (4 век), основатель монашеского общежития в Египте, для неучёных монахов, чтобы они могли без ошибок совершать ежедневное молитвенное правило, предписанное Уставом (с определённым количеством молитв и поклонов). Кстати говоря,  старообрядцы, которые по той или иной причине пропускают церковную соборную службу, могут, молясь по лестовке, отправлять самостоятельно эту службу (по уставу на каждую часть службы положено определённое количество отмоленных лестовок).

           Сохранилось  одно древнее монашеское предание  о вервице, относящееся, возможно, ко временам — ранее св. Василия Великого: один инок сплёл для себя вервицу, но диавол, желая помешать ему, развязал все узелки. Инок опять сплёл  вервицу, но диавол вновь её расплёл. Так повторялось несколько раз. И вот  монаху явился Ангел Божий и показал ему особый способ плетения узла на вервице, когда  верёвка на  узелке перекрещивается несколько раз крест-накрест. С тех пор диавол, трепещя перед крестом, уже не смел расплетать узлы на вервице. Кстати говоря, этот способ используется до сих пор  при плетении чёток из шерстяной пряжи.  
           Первоначально верёвка для подсчёта молитв, возможно,    представляла собой  не  замкнутый круг, а это был определенной длины отрезок  верёвки. И не сохранилось ли это в Армении, где  используются плоские  чётки (перекидные, или армянские),  которые не соединены в кольцо и представляют собой небольшое число прямоугольных пластинок.
         Считается,  что  и  сама верёвка с узелками не сразу появилась у древних монахов-христиан. Её предшественницей были простые камушки, пальцы рук и т.п., то есть то,  с помощью чего можно было отсчитывать нужное число молитв при исполнении молитвенного правила. Сохранились описания того, как древние монахи молились:  клали за пазуху нужное число камней, и при совершении каждой очередной молитвы выбрасывали по одному камню, возможно также,  что монахи молились и по специальным зарубкам на посохе (палке). Об этом свидетельствует то, что в ранних описаниях монашеской одежды часто упоминается жезл или посох (палка) – как обязательная и важнейшая вещь, которая должна была быть всегда при  монахе.  О монашеском жезле  пишет преп. Иоанн Кассиан Римлянин    в своём Уставе: «ношение его  духовно внушает инокам, что они никогда не должны без орудия ходить среди стольких псов страстей, лающих вокруг, и среди стольких невидимых зверей нечистых духов, об избавлении от которых молясь, блаженный Давыд говорит: не предаждь Господи, зверем душу исповедующуюся тебе (Пс. 73, 19), но когда они нападают и злятся на нас, отражать их, далеко прогонять и истреблять знамением креста и постоянною памятию о страстях Господних...» [2].  Как видно из этого примера,  иноческий жезл способствовал не только сохранению постоянной памяти Божией в творении непрестанной молитвы, но также служил как оружие в духовной брани.
         Скорее всего, древний иноческий жезл  восходит к жезлам ветхозаветных пророков и, стало быть,  является знаком посвящения на служение Богу в духе и истине. Кстати говоря,  в Чинопоследовании монашескаго пострига, которым пользуются  сейчас в монастырях  РПЦ,  игумен,  вручая  именно чётки (!)  вновь постриженному монаху, произносит следующее: «Приими, брате... меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молите Исусове...» И далее в этом Чинопоследовании монашеского пострига об игумене говорится так: «И благословив вервицу десницею, подаёт новоначальному...» [3].  Как видим, в новообрядной церкви    даже по отношению к современным чёткам  сохранились старинные  названия вервица  и  меч духовный.
              Возникает естественный вопрос: почему именно верёвкой стали использоваться для молитвы? Возможно потому, что из неё  можно было составить замкнутый круг, а он,  в свою очередь, символизирует   образ непрестанной молитвы.  На верёвочном шнурке завязывались  узелки, перебирая которые, человек творил Исусову молитву. Основная часть этих узелков была небольшого размера, они отделялись на определённом расстоянии друг от друга узелками большего размера, доходя до которых, молящийся читал  другие молитвы; в наше время - либо Богородичную молитву (Богородице Дево,  радуйся…), либо молитву Отче наш.
        Ещё раз повторим, что славянское название вервица буквально значит – «вервь, верёвка». Откроем Словарь русского языка 11-17 вв.: «вервица (вьрвьця, врьвица) – «верёвка, шнурок»: А желЬза положити чисты и без ржа изрядив как огнивца до 20 или и болши възнизав на врьвицу (Сим.Обих.книгоп., 16 в.);  «плетёный или  кручёный пояс»:  Яв<ил >   устюжинецъ Иван Степанов снъ товару… 2 воротника бобровых, 10 вервиц зипунных (1626 год). Также в этом словаре приводится и  другое значение  слова вервица - «сплетённые из ремешков чётки, лестовка», с примерами из памятников русской письменности, в частности, из Жития Пафнутия Боровского (16 в.): «Отецъ же дастъ ему вервицу, по неи же самъ молитву творяше» [4].  Правда, из контекста не совсем понятно, о чём идёт речь: о вервице или о лестовке?
         Как же появилась на Руси лестовка, и почему она пришла на смену вервице? Оказывается, это не заимствование,  это чисто русское изобретение. И связано это было с очень распространённой на Руси книгой   Лествица,  которую составил в середине 6 века игумен Синайской горы прп. Иоанн (он получил  на Руси именование Лествичника - именно за списание этой книги). Эта книга была переведена на славянский язык и  появилась на Руси ещё в домонгольский период. Русские люди  называли  книгу поучений  Иоанна Лествичника также  Лествицей райской  -  это, возможно,  переосмысление от названия Раифского монастыря, по просьбе игумена которого и написал свои поучения прп. Иоанн Лествичник. В то же время это русское название  книги  Лествица райская  прямо указывает на то, что в ней  повествуется о символической лестнице, имеющей тридцать ступеней духовного восхождения, ведущих на небеса, к Богу,  в рай, куда должен стремиться каждый монах.  Хотя книга Лествица была известна на Руси в славянском переводе уже во времена Киевской Руси, но особую известность она получила позднее, когда центр государства был перенесён в Москву.
          Скажем также несколько слов о  прп. Иоанне Лествичнике. О его детстве известно немного. Считается, что прп Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте (примерно в 580 году). Когда ему исполнилось двадцать лет, он принял иноческий постриг от своего наставника – прп. Мартирия. В Синайском монастыре прп.  Иоанн Лествичник прожил 19 лет, а после смерти своего духовного отца удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока монахи горы Синай не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом. Также из жития прп.  Иоанна Лествичника  известно, что он не налагал на себя больше того, что было позволено монастырским уставом, чтобы не давать себе повода к тщеславию, но при этом был воздержан в пище, как это и положено монаху, и  спал он лишь столько, сколько необходимо человеку для поддержания сил. Возможно, из-за этих его молитвенных подвигов,  которые были  им совершены с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника  Великим постом: в 4-е воскресение (по-древнерусски - неделю) поста.  Интересно то, что  на Руси именно для  этого дня  было принято печь постное печение из ржаной муки в виде лесенок. Размеры и количество ступенек на них были разнообразны: 7 - по числу небес Апокалипсиса или Семи таинств  церковных; 12 - по числу 12-ти апостолов; 23 - по числу мытарств души на том свете. Формы их были  тоже самыми разнообразными: от птичек со ступеньками на спинках до больших открытых пирогов, в которых верхний сочень изображал подобие лесенок. В день прп. Иоанна Лествичника такие хлебные лесенки приносили в церковь, потом их несли домой или раздавали нищим.
             Книга поучений, которую составил прп. Иоанн Лествичник, была связана с видением: однажды во сне он  увидел лестницу из 30 высоких ступеней, соединившую землю и Небо, по которой поднимались люди в монашеском одеянии. Но не все монашествующие  преодолевали эти ступени: одни из них подхватывались бесами и падали в адскую пасть, другие, охраняемые ангелами, достигали Неба, где их встречал Христос, Богородица и святые.
Миниатюра из книги Лествица Иоанна Лествичника с дополнениями (1622 год, Николо-Угрешский монастырь)    
       Преподобный Иоанн Лествичник  рассматривает монашеский подвиг прежде всего как процесс непрерывного и сложного восхождения  человека по лестнице духовного очищения, процесс воспитания христианских добродетелей, а ступени лестницы, в свою очередь, означают последовательность духовного совершенствования человека, которое достигается не вдруг, не сразу, а постепенно, от одной ступени к другой.
         Надо сказать, что  образ  лестницы  встречается и в Ветхом завете – это  видение Иакова - Лестница, по которой восходят ангелы (Быт. XXVIII, 12). Видение Иакову лестницы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения. В христианстве  лестница, соединившая землю и Небо,  символизирует Пресвятую Богородицу, и этот   образ лестницы (лествицы) или моста мы находим     в Акафисте Богородице (икос 2):
Радуйся, лествице небесная, ею же сниде Бог;
Радуйся, мосте, преводяй от земли на небо.
            А вот другой пример – из канона Ангелу Хранителю (песнь 7. Богородичен):
Небесная врата и спасенная дверь,
Лествице мысленная, по ней же
Бог сниде, и человек взыде
В небесное царство.
      Приведём ещё один пример, где прямо говорится о видении лествицы Иаковом:
Радуйся, мосте к небесемъ преводяй,
И лествице высокая, юже Иаковъ виде (Стих Пресвятой Богордице,глас 6).
         Сам прп. Иоанн Лествичник  так писал о своих поучениях:  «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая..., по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения. То есть его книга представляет собой руководство к духовной жизни человека, к его нравственному самосовершенствованию. Книга состоит из 30 глав, или, как у него написано,  степеней, где слово степень значит «ступень, ступенька». Приведём название некоторых глав этой книги: Отречение от мира и Странничество, Послушание, Покаяние и Плач, Память смертная, Кротость, Целомудрие, Нестяжание, Бдение,  Рассуждение, Безмолвие, Молитва, Бесстрастие.  Прп. Иоанн Лествичник призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые 23 ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные - добродетелям.  Некоторые свои наставления прп. Иоанн Лествичник пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нём, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за своё послушание удостоился вечной жизни. Другой рассказ - о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения.
     Прп. Иоанн Лествичник наставляет, как нужно пройти трудный жизненный путь, путь постоянной борьбы со страстями, с пороками, путь очищения от них, путь воспитания в себе добродетелей. Степени (или ступени) Лествицы - это движение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигнуто.   Наивысшая же ступень  совершенствования  духовной жизни человека – это  союз трёх добродетелей – веры, надежды, любви. Этому он посвятил последнюю (30-ю главу) своей книги.  Иоанн Лествичник писал так: «2. По моему разумению, вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все они составляют одно сияние и одну светлость…7. Любовь  по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения…10.  По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в коем нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою… 17. Страх Божий, когда он бывает в  чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту её… И когда человек весь бывает внутренне соединён и срастворён с любовию Божией, тогда и по наружному своему виду, на теле своём, как в зеркале, изъявляет светлость души своей…28. Сила любви в надежде; ибо надеждою ожидаем воздаяния любви»  [ 5].
      Как считают специалисты, основное изображение Лествицы прп. Иоанна Лествичника было разработано в Византии в миниатюрах 11-12 веков. Позднее книжная миниатюра была перенесена в храмы - в виде фресок, а также в иконы. Вот одна из таких икон, возможно, одна из самых ранних (из собрания монастыря святой Екатерины, 12 век). Считается, что она была написана по заказу византийского  императора именно для Синайского монастыря. На иконе видно, как бесы охотятся за нестойкими душами: они в них стреляют из луков, стягивают с лестницы крюками, верёвками, щипцами, садятся  на спину, бьют. На синайской иконе  - на самом верху лестницы, ближе всех ко Христу, стоит сам будущий святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Он ещё не достиг самого верха, ему ещё предстоит пройти три ступени.  
 
        Почитание прп. Иоанна Лествичника довольно рано было перенесено  на Русь. Одна из самых древних русских его икон – это икона, датируемая второй половиной 13 века: Иоанн Лествичник, Георгий и Власий.  Это типичная ранняя новгородская икона: святые изображены на красном киноварном фоне очень лаконично и упрощённо, если сравнивать с византийскими иконами. Здесь мы видим  укрупнённые черты ликов святых, их несколько угловатые по силуэтам фигуры, также они изображены с большими головами и руками. Но эта икона интересна ещё и  своей надписью: Еван. Именно так могло произноситься  христианское имя Иоанн в новгородском диалекте 13 века.

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ
        Скорее всего,  особое почитание прп. Иоанна Лествичника сложилось уже  в Московской Руси.  И здесь следует отметить постройку князем Иваном Калитой  в 1329 году в московском городе (то есть в крепости, которая позднее стала называться  кремлём) храма по случаю рождения наследника – именно в честь прп. Иоанна Лествичника. Эта церковь получила название Иван Святой, что под колоколы, потому как над самим храмом была устроена звонница, которая была единственной в кремле того времени. Когда эта церковь обветшала, на её месте в 1505 году возвели двухъярусную колокольню, нижняя часть которой  стала храмом Иоанна Лествичника.  Спустя  полвека,  уже во время правления    царя  Бориса Годунова (1600),  храм-колокольня  был ещё надстроен и завершён позолоченным куполом. Москвичи стали называть колокольню Иваном Великим. В этом сложном именовании закрепилось прежде всего имя церкви прп.  Иоанна Лествичника (она и сейчас находится в первом  ярусе колокольни), а также указание  на то, что это было тогда самое высокое сооружение в Москве. Сейчас официально эта колокольня называется  так:  церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого.
                     
 И ещё добавим, что в Московской Руси  14-15-16 веков великокняжеским именем  было именно имя Иоаннъ (оно произносилось и писалось тогда только по-русски – Иван), тогда как, например, в Киевской Руси великокняжеским именем было имя Георгий (Гюргий, Юргий, Юрий). Известно также, что сын царя Ивана Васильевича Грозного – Иван Иванович – был наречён в честь прп. Иоанна Лествичника,  и тогда же была написана  самая первая на Руси мерная икона (то есть в меру роста младенца). Как утверждают исследователи, именно тогда, с рождения в 1554 году у царя Ивана Васильевича долгожданного сына, возникает традиция создавать для новорождённого наследника родимую или мерную икону с изображением святого, именем которого его нарекали (в  верхней части такой иконы, как правило, писали образ Ветхозаветной Троицы.    Такая икона должна была сопровождать своего владельца по жизни, оберегать его от возможных несчастий,  то есть устанавливалась особая, личная, нерушимая связь между тезоименитым святым и обладателем иконы. Известно также, что первоначально мерные иконы писались исключительно для  царских детей, чтобы подчеркнуть их особый статус, позднее такие иконы распространились и  среди русской знати. Икона прп. Иоанна Лествичника – как  образец самой первой мерной иконы на Руси - хранится в Архангельском соборе Московского кремля.
Икона Иоанн Лествичник.  середина XVI в., оклад - 1554 г.
 (мерная икона сына царя Ивана 1У - царевича Ивана Ивановича)
       Итак, под влиянием популярной на Руси книги  Лествица, составленной прп. Иоанном Лествичником,  которую  читали не только монахи, но и миряне, верёвочный шнурок  с узелками – вервица, служащий для подсчёта молитв и поклонов, превратился в символическую лесенку, по которой молящийся мысленно восходит от земли на Небо, то есть лествица, лестовка – это лестница на Небо. Она также, образуя замкнутый круг,  являет собою образ непрестанной молитвы. И, конечно же, главное её назначение -  облегчить подсчёт молитв и поклонов и помочь тому, кто молится,  сосредоточить своё внимание на молитве.  
         Как нам кажется, всё-таки необходимо объяснить связь таких русских слов, как  лествица, лестовка и   лестница.  Начнём со слова лѢствица.  По своему происхождению это слово связано с глаголом лѢзти  «лезть; подниматься или спускаться (обычно цепляясь руками)» [6]. Вначале,  когда к корню лѢзт- присоединился суффикс –ва, появилось существительное лѢзтва – «приспособление, с помощью которого можно подняться (влезть) наверх или спуститься (слезть) вниз».  Для сравнения можно привести типологически схожие слова: жатва – от глагола жать, паства – от глагола пасти,  битва – от глагола бить, дратва – от глагола драть, бритва – от глагола брить, ловитва – от глагола ловить. Сюда же относится  слово жертва (жьртва, жрътва, жерътва) – от глагола жрѢти (жьрѢти) «совершать жертвоприношение» [7].  Нужно заметить, что в слове лѢзтва  произошло оглушение звонкого согласного звука [З]  до  [С], так как звонкий согласный  [З]  оказался перед глухим звуком [Т].  Именно так  можно объяснить появление слова лѢства, а уже с присоединением к нему  суффикса –ица  появилось  новое слово лѢствица, которое (по данным памятников русской письменности 11-17 вв.) употреблялось тогда чаще всего в значении «лестница».
Но поскольку вервицу стали плести так, что по форме своей она напоминала лестницу (вместо узелков в ней  стали делать деревянные палочки, обтянутые кожей, которые напоминали крошечные ступеньки), то  она и получила название лѢствица (лествица), добавим, что это название - переносное по смыслу. Памятники русской деловой письменности слово лѢствица  именно в этом переносном значении фиксируют, начиная только с середины 17 века.
   Следует отметить, что наряду со словом лествица (лѢствица) также  употреблялось и слово  лестовка (лѢстовка), которое  появилось в результате того, что к слову лѢства  присоединился суффикс –ък. В Словаре русского языка 11-17 вв. слово лѢстовка приводится только в значении   «кожаные чётки» с примерами из памятников 17 века: «Явил вытержанинъ Степанъ Михаиловъ 30 гребенеи слоновых, 8 листовок [8а]  (Таможенная книга Тихвинского монастыря, 1658 г.); Сундучокъ желЬзнои, а нъ немъ 4 четки янтарные…да 3 лѢстовки (Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что осталось по смерти боярина Никиты Ивановича Романова, 1659 г.);  15 нерп деланы на лѢстовки (Архив Онежского Крестного монастыря, 1667 г.) –[9].
  Мы также должны пояснить, как  появилось в русском языке  из слова лѢствица  «сооружение  в виде ряда ступеней для подъёма и спуска»    всем нам знакомое, но уже другое  слово -  лестница. Оказывается, это существительное возникло под влиянием таких слов, как гридница, звонница, кузница (здесь выделяется уже совсем другой суффикс – ница). Таким образом, сама корневая часть –лѢст- в этом слове  требует сейчас этимологического объяснения, потому как  затемнена  историческая связь с глаголом лѢзти  [8].
  Вернёмся  к  лестовке. В отличие от вервицы, её стали плести из узких кожаных полосок (в памятниках письменности упоминается нерпичья кожа, из которой изготовляли лестовки);  ступеньки делали из дерева: для этого употребляли тонкие ветки деревьев. Много позднее ступеньки стали делать из скрученных полосок бумаги, на которых ещё позднее стали писать Исусову молитву. Бумага в старину ценилась на вес золота, её использовали только для книг. И здесь следует напомнить, что заздравные и заупокойные бумажные записки, которые мы сейчас подаём  в храме, - тоже явление позднее. Оказывается, ещё и в конце 19 века было принято писать имя  человека на донышке просфоры (отдельно складывали заздравные и заупокойные просфоры). Да и священник раньше видел в храме  всех своих прихожан и молился за них, так что записки совсем были не нужны. Это сейчас у нас в храмах приезжане, а не прихожане, и священники  не знают, кто молится вместе с ними, поэтому и нужны бумажные записки  с именами.  
       Итак,  ременная часть лестовки  плетётся из узких кожаных полосок,  продёрнутых между собой особым способом, концы  которой соединяются, и к ним пришивается  две пары треугольников.
      В наше время лестовка  плетётся не только из кожи, но  также из дерматина, плащевой ткани. И ещё ремешок лестовки может быть сплетён из бисера. Напомню, что лестовка, как и вервица, плетётся,  а вот погребальная лестовка может быть только шитая (как правило, из хлопчатобумажной ткани  белого цвета), хотя в 20 веке и сейчас встречаются не  только погребальные, но и обиходные шитые  (из тёмной плотной  ткани) лестовки. Старообрядцы (безпоповцы; часовенные), живущие в Южной Америке, например, пользуются не плетёными, а  шитыми  из ткани обиходными лестовками, может быть, потому, что такие лестовки  крепче плетёных и служит дольше.
             Каждая  деталь лестовки имеет символическое значение, но всё-таки главное и практическое  её назначение – помочь молящемуся в подсчёте молитв и поклонов. В домашней и соборной службе постоянно повторяются  молитвы Господи помилуй – 12 и 40 раз. Именно для их счёта на лестовке есть 12 ступеней, есть также 38 ступеней, которые расположены между 2-мя большими (великими) ступенями, что как раз и составляет число 40 (2 больших ступени + 38 малых ступеней). Кроме того, 17 малых ступеней лестовки нужны для подсчёта поклонов в конце обедницы, а также земных поклонов в Великом Посту.
      Разновеликое количество малых ступеней-бабочек имеет смысловое  значение: 12 – это число апостолов, 38 - столько недель Богородица во чреве  носила Богомладенца (если считать от 1-й великой   ступени до 2-й великой, то это означает уже  40-дневный пост Спасителя в пустыне), 33 - годы земной жизни Христа, 17 - количество ветхозаветных пророчеств о рождении Христа;  9  великих ступеней символизируют 9 чинов Ангельских (1 –Серафимы, Херувимы, Престолы; 2 –Господства, Силы, Власти; 3- Начала, Архангелы, Ангелы).  

      Концы лестовки соединяются вместе, и к ним, после 3-х великих ступеней-бабочек, прикрепляется две пары треугольников, которые называются лапостками.      Скорее всего, это старинное название довольно поздно тоже было  переосмыслено. На самом деле эти треугольники были названы  лопастками – от слова лопасть, что значит «широкий и плоский конец чего-либо, в том числе – треугольные расшивные привесы у икон» [11]. В Словаре русского языка 11-17 вв. для слова лопасть (лопусть) приводится такое значение: «лоскутки материи с треугольным или квадратным полотнищем» [12]. Добавим ещё, что в некоторых описаниях лестовки лапостки названы иначе: ладонки. Как нам думается, это слово соотносится со словом ладонь, но употребляемым не в прямом значении  «внутренняя сторона кисти руки»,  а в переносном -  «ток, место, убитое для молотьбы хлеба; гладь, ровень, уровенная плоскость» [13]. То есть первоначально оба слова (лопасток и  ладонка) указывали прежде всего на то, что эта часть лестовки - плоская, гладкая, в отличие от  основной ременной части лестовки, которая выполнена рельефно, в виде ступеней.  Надо сказать, что современный человек смешивает это слово ладонка с другим словом  - ладанка «маленький мешочек с ладаном или каким-нибудь талисманом, носимый на груди» [14]. И здесь следует обратить внимание на то, что ни ладанку, ни лапостки лестовки (ладонки) никогда не носили в руке:  ладанку  - только на груди, а  лапостки лестовки (ладонки) всегда висели  внизу самой лестовки. То есть в руке молящегося -  всегда  сам ремешок со ступенями-бабочками, а не лапостки. Почему необходимо было сделать это замечание?  О старообрядческих атрибутах внешнего благочестия, в частности, о лестовке и подручниках, сейчас пишут очень многие, причём,  часто пишут те, которые не являются  коренными старообрядцами, то есть у них нет семейного представления об этих вещах. Это – с одной стороны. С другой, мы живём сейчас в век очень распространившегося дилетантизма, когда человек, не сведущий, например,  в русском  языке, начинает рассуждать о происхождении слов, при этом, не открывая ни один из словарей русского языка (исторический словарь,  этимологический, словарь древнерусского языка и т.д.)  И делает свои заключения такой человек, исходя только лишь из внешнего сходства слов современных. Так и в этом случае:  дилетант считает, что если есть в русском языке  слово ладан, стало быть,  оно связано со словом ладанка, ладонка. Или же, как рассуждает такой  человек,  ладанка, ладонка может быть связана со словом ладонь. Понятно, что он имеет в виду основное значение этого слова ладонь – «внутренняя сторона кисти руки».  Но  такой «этимолог» и не подозревает, что в русском языке слово ладонь может употребляться  ещё и в переносном смысле, и мы выше привели как раз пример из Словаря В.И.Даля, где приводится  именно это  переносное значение слова ладонь - «ток, место, убитое для молотьбы хлеба; гладь, ровень, уровенная плоскость». Можно ещё привести примеры из Словаря русского языка 11-17 веков: ладунка, лядонка, лядуница, лядунченко, которые зафиксированы в памятниках письменности  17 века. Эти слова употреблялись в значении «сумка для патронов и пороха», которую изготовляли из ткани – чаще всего из бархата, обшивали шёлковой тесьмой, а в качестве застёжки служила серебряная пряжка  [15], то есть эти слова указывают ещё и  на то, что ладонка – если так называли когда-то лапостки лестовки, - это действительно как бы мешочек, но внутри этого мешочка зашивалась не святыня или ладан, а  туда вшивались передвижки (см.о них ниже).   И действительно лапостки  шились в виде небольшого  плоского мешочка, таковыми они остаются и сейчас. И в заключение  следует, на наш взгляд, привести такие примеры из русского языка, которые свидетельствуют о том,  что  произносительная форма слова может со временем стать письменной формой, например, современное написание слов каравай и калач не соответствует историческому написанию -   коровай  (здесь возможна связь со словом корова) и колач  (производно от слова коло «колесо, круг»). Так и в нашем случае –  первоначальные названия детали лестовки   ( лопастки, ладонка) стали произноситься как  лапостки и ладанка  под влиянием так называемого аканья, что нашло отражение  впоследствии и на письме.
       Лапостки считаются символом Пресвятой Троицы. Они состоят из 4-х треугольников, сшитых попарно, и символизируют четырёх евангелистов, а обшивка  их – евангельское учение. Внутри верхнего лапостка -  к одному из концов лестовки -  нанизываются 7 кожаных кружочков – это  передвижки, - которые символизируют 7 церковных таинств или   количество лестовок, которые каждый христианин должен отмолиться в течение дня.  Надо сказать, что  при  современном изготовлении лестовок практическое значение передвижек - отсчёт количества отмоленных лестовок - отсутствует, то есть передвижки часто делаются  просто символически – в виде 7 узелков, 7 нитей или 7 бусинок [15а], но в старинных лестовках всегда есть именно передвижки-кружочки из кожи. Кроме того,  сами  лапостки  современными мастерами плотно пришиваются  друг к другу, так что до передвижек просто не добраться, хотя само  их название - передвижки –  прямо указывает на то, что первоначально они действительно имели практическое значение и служили для  подсчёта (передвижения 7 кружочков) отмоленных лестовок. По старинным правилам, каждый христианин обязан отмолиться в течение дня 7  полных лестовок. Об этом так написано:  «На молитве пред образом Божиим подобаем каждому християнину 7 лестовок в день исправляти в воспоминание о 7-ми  церковных таинствах, в коих заключается християнский закон: 1 – крещение: 2-  миропомазание; 3 – причащение; 4 – исповедание; 5 – священство; 6 – законный брак; 7 – елеосвящение».
              Встречается два вида лестовок. Наиболее распространённый вариант представлен  109 ступенями, которые называются не узелками, как у вервицы, а бабочками (скорее всего, это производное от слова бабка «короткий столбик, ножка, подставка» [10]), хотя часто в описаниях лестовки пишется – бобочки (с буквой О в первом слоге), что, на наш взгляд, является просто переосмыслением первоначального слова бабочки, возможно, под влиянием слова боб, бобок, бобочек. И в этом случае можно привести похожий случай  переосмысления слова, например,  существительное  свѢдѢтель, которое образовано от  глагола вѢдѢти - «знать», под влиянием слова видеть превратилось  в свидетель.
 Большая часть ступеней-бабочек  лестовки  (100 из 109) относится к числу малых, и они  подразделяются  на 4 неравные группы: 12 + 38 + 33 + 17. Остальные ступени называются великими:  6 из них  располагаются  в месте прикрепления к лапосткам (по 3 с каждой сторон


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо