Статья о Старообрядческом нательном кресте


Старообрядческий Нательный крест



Каждый  человек с момента своего крещения  и до смертного часа должен носить на груди  крест – это знак нашей веры в распятие и  в Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа.  Крест мы носим не поверх одежды, а на теле, потому он и называется нательным.  Он служит нам постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны и, тем самым, нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

У старообрядцев принят осьмиконечный  (восьмиконечный)  крест, подобный  тому Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Точно также и Крест Господень изображался символически. Позднее, когда был обретён святой царицей Еленой подлинный Крест Господень, осьмиконечная форма креста стала изображаться всё чаще и чаще. Но четвероконечный крест не исчез совсем  и, например, нательный старообрядческий крест представляет собой крест  четвероконечный, внутри которго изображён осьмиконечный крест - символическая Голгофа с черепом  (главой Адама)  у основания. На верху этого осьмиконечного  креста  под титлами  надпись -  ЦРЬ СЛВЫ, ниже по бокам - IС ХС СНЪ БЖIЙ, что значит: «Царь Славы Исус Христос Сын Божии». Часто добавляется надпись «НИКА» (в переводе с греческого  «победа»), что означает победу Христа над смертью. На некоторых  крестах могут быть ещё такие буквы, как  К, что значит  «копие», Т – «трость», ГГ – «гора Голгофа», ГА – «глава Адама»,  МЛРБ –  «Место Лобное Рай Бысть»,  что значит «на месте казни Христа некогда был насажден Рай». На более крупных крестах в самом верху  изображаются буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский).

Поскольку на Руси до церковного раскола 17 века на нательных крестах  изображалась символическая Голгофа с черепом (главой Адама) у основания, то именно такой    нательный крест и сохранился у старообрядцев. А в новообрядной церкви  на нательных крестах появилось изображение  распятого Исуса Христа. Фактически это означает, что Христа распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия. Более того, крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, а она предназначена для непосредственного восприятия и молитвы, а не для ношения под одеждой. То есть ношение иконы под одеждой таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег.  Одно из древних правил святого Василия  Великого (1У век),   вошедшее в Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». Следует также отметить, что в новообрядной церкви на нательных крестах изображается католическое распятие. Этот новый тип распятия возник в Средневековье и в нём преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни Христа: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках; глава, увенчанная терновым венцом; перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздём (новшество конца 13 века). Анатомические подробности католического  распятия  передают правдивость самой казни, но при этом скрывают главное — торжество Спасителя, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную. У старообрядцев же сохранилось распятие, на котором фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем,  кто к  Нему обращается (руки не провисают). Именно так изображены две ипостаси Христа — Человеческая и Божественная, то есть показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Другое важное отличие старообрядческого нательного креста от новообрядного -  изображение на  его задней  стороне  молитвы  Кресту  «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…» (или только первые слова этой молитвы). Кроме того, на задней стороне креста  может быть и другая  молитва -  «Крест – хранитель всей вселенной…»  На новообрядных  нательных крестах –  надпись  «Спаси и сохрани».

В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между женскими и мужскими нательными крестами. Мужские кресты внешне более строгие, с острыми углами, а женский вариант  нательного креста имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг такого креста  может быть ещё  изображена лоза в виде растительного орнамента, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити), чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением - это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила.

Материалом для нательных  крестов  может быть  олово, серебро, золото и даже дерево. Здесь важно другое – нательный крест не должен быть ювелирным украшением, выставленным напоказ, или  амулетом, талисманом. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры. Добавим, что нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце  каждого христианина: смирение, вера, упование на Господа.

И последнее: освящать нательные  кресты не полагается – сам крест освящает всё вокруг.



Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо