История Пояса
Пояс
Пояс – обязательный элемент как женского, так и мужского русского народного костюма. Он
появился в языческую пору и имел, прежде
всего, утилитарное значение: подпоясанная одежда значительно теплее, так как
плотнее прилегает к телу и также более удобна во время работы. Кроме того, к
поясу или за пояс прикреплялось оружие
(нож в ножнах и др.), орудия
труда (топор), различные предметы (кошель для денег, гребешок, ключи,
огниво). Пояс в дохристианское время
имел ещё и ритуальное значение: на нём изображались разного рода знаки,
защищающие человека от действия злых сил. Пояс
указывал на социальный
статус владельца: были пояса
княжеские, воинские, родовые и т.д. Надо сказать, что социальный признак
пояса сохранялся многие столетия, и, например, в духовных
грамотах (завещаниях) великих князей
указывались среди драгоценностей и
золотые пояса (у Ивана Калиты их было
девять; у Димитрия Донского - восемь),
то есть сыновья великих князей
получали в наследство не только уделы,
но и золотые пояса. По поясу можно было узнать даже семейное положение,
например, пояса у парней были длиннее, чем у женатых мужчин. В древнерусском
костюме использовались два, иногда и три пояса (нательный пояс и пояса,
надеваемые поверх каждого вида одежды).
Пояса
изготавливались по-разному: их плели, ткали, скручивали из нитей. Материалом
служили шерсть, лён, конопля, лыко, позднее хлопок, шёлк, золотые и серебряные нити. Княжеские пояса, которые
можно увидеть в музеях, расшивались шёлком и золотыми и серебряными нитями,
украшались драгоценными камнями. Длина
пояса могла быть от полутора метров до 4 и даже 5-6 метров, что было связано с
особенностями навязывания пояса: его
могли оборачивать вокруг талии несколько раз. Завязывался пояс узлом спереди
или сбоку так, чтобы концы его свешивались на 20-40 см. По ширине пояса были
разными. Нательный пояс был узким и простым, неукрашенным, его надевали на
голое тело (отсюда и его название – нательный). Он быстро изнашивался, его
заменяли другим, таким же простым. Повседневную рубаху подпоясывали, как
правило, тонким поясом (2 см),
праздничную – разноцветным поясом (от
4-5 см до 8-9 см).
На Руси после принятия христианства пояс, наравне с крестом, был признаком
принадлежности к православному миру. Он представляет собой своеобразный символ одетости, то есть без пояса, как и без
нательного креста (а для женщин – ещё и без платка), человек, можно сказать,
исключался из социальной и культурно-религиозной среды. Отсутствие пояса было знаком принадлежности к
иному, чужому миру, в том числе к
этническому и конфессиональному. Человек
без пояса, как и без креста, уязвим, он открывает доступ к себе
нечистой силе. У русских не принято было
находиться без пояса не только
вне дома, но и дома. Более того, это считалось неприличным, отсюда и появилось
у глагола распоясаться переносное значение «стать распущенным,
недисциплинированным, утратить всякую сдержанность; вести себя вызывающе,
развязно». Также у русских оскорбительным было, если с
человека срывали пояс, это означало –
обесчестить его. Заметим, что в отдельных старообрядческих приходах и сейчас
неподпоясанного человека могут не
пустить на богослужение или же сделать ему строго замечание.
Пояс был
обязательной частью одежды у русских, как повседневной, так и праздничной ещё и
в начале 20 столетия, но постепенно вышел из
нашего обихода, сохранившись только у старообрядцев, да и то, как принадлежность русского костюма, надеваемого на церковную
службу. Правда, старообрядцы часовенного
согласия, живущие в основном в Южной Америке, сохранили ношение пояса не только
на богослужении, но и в домашнем обиходе.