История Пояса


Пояс



Пояс – обязательный элемент как женского,  так и мужского русского народного костюма. Он появился в  языческую пору и имел, прежде всего, утилитарное значение: подпоясанная одежда значительно теплее, так как плотнее прилегает к телу и также более удобна во время работы. Кроме того, к поясу или за пояс прикреплялось оружие  (нож в ножнах и др.), орудия  труда (топор), различные предметы (кошель для денег, гребешок, ключи, огниво). Пояс  в дохристианское время имел ещё и ритуальное значение: на нём изображались разного рода знаки, защищающие человека от действия злых сил. Пояс  указывал на социальный  статус  владельца: были пояса княжеские, воинские, родовые и т.д. Надо сказать, что социальный признак пояса  сохранялся  многие столетия, и, например, в духовных грамотах (завещаниях)  великих князей указывались  среди драгоценностей и золотые пояса (у Ивана Калиты  их было девять; у Димитрия Донского -  восемь), то есть  сыновья великих князей получали  в наследство не только уделы, но и золотые пояса. По поясу можно было узнать даже семейное положение, например, пояса у парней были длиннее, чем у женатых мужчин. В древнерусском костюме использовались два, иногда и три пояса (нательный пояс и пояса, надеваемые  поверх каждого вида одежды).

Пояса изготавливались по-разному: их плели, ткали, скручивали из нитей. Материалом служили шерсть, лён, конопля, лыко, позднее хлопок, шёлк, золотые  и серебряные нити. Княжеские пояса, которые можно увидеть в музеях, расшивались шёлком и золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями.  Длина пояса могла быть от полутора метров до 4 и даже 5-6 метров, что было связано с особенностями навязывания  пояса: его могли оборачивать вокруг талии несколько раз. Завязывался пояс узлом спереди или сбоку так, чтобы концы его свешивались на 20-40 см. По ширине пояса были разными. Нательный пояс был узким и простым, неукрашенным, его надевали на голое тело (отсюда и его название – нательный). Он быстро изнашивался, его заменяли другим, таким же простым. Повседневную рубаху подпоясывали, как правило, тонким поясом  (2 см), праздничную – разноцветным поясом  (от 4-5 см  до 8-9 см).

На Руси после принятия христианства  пояс, наравне с крестом, был признаком принадлежности к православному миру. Он представляет собой своеобразный символ одетости, то есть без пояса, как и без нательного креста (а для женщин – ещё и без платка), человек, можно сказать, исключался из социальной и культурно-религиозной среды.  Отсутствие пояса было знаком принадлежности к иному, чужому миру, в том числе к этническому и конфессиональному. Человек  без пояса, как и без креста, уязвим, он открывает доступ  к себе  нечистой силе. У русских не принято было  находиться  без пояса не только вне дома, но и дома. Более того, это считалось неприличным, отсюда и появилось у глагола распоясаться  переносное значение «стать распущенным, недисциплинированным, утратить всякую сдержанность; вести себя вызывающе, развязно».  Также у русских  оскорбительным было,  если  с человека  срывали пояс, это означало – обесчестить его. Заметим, что в отдельных старообрядческих приходах и сейчас неподпоясанного человека  могут не пустить на богослужение или же сделать ему строго замечание.           

Пояс был обязательной частью одежды у русских, как повседневной, так и праздничной ещё и в начале 20 столетия, но постепенно вышел из  нашего обихода, сохранившись только у старообрядцев, да и то, как  принадлежность  русского костюма, надеваемого на церковную службу. Правда, старообрядцы  часовенного согласия, живущие в основном в Южной Америке, сохранили ношение пояса не только на богослужении, но и в домашнем обиходе.

 


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо