Двоеперстие Старообрядцев


КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ


Крестное знамение — изображение рукой креста Господня на человеке или на какой-либо вещи — непобедимое оружие христиан, духовный щит, о котором пишет апостол Павел: «Возьмите щит веры, которым вы сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого».

Предсказания о крестном знамении мы находим в Ветхом Завете. Например, Бог говорит через пророка Исаию: «Я приду собрать все страны и народы. И они придут, и увидят славу Мою. И положу на них знамение». На древнееврейском языке «знамение» будет [от] — знак, буква. О какой букве говорится в Библии?

Пророк Иезекииль, предсказывая падение Иерусалима, объясняет: «И сказал Господь ему: пройди посереди города, посереди Иерусалима, и на лицах людей скорбящих, воздыхающих о всех беззакониях, совершающихся среди него, сделай знамение». Затем Бог повелевает не убивать людей, отмеченных знамением.

Здесь «знамению» соответствует еврейское слово [тав] — название буквы, имевшей в древности вид равноконечного креста (+). То есть, Господь повелевает отметить избранных крестом.

По церковному преданию, крестным знамением пользовался Сам Христос, когда благословлял. Например: «И поднял руки Свои и благословил их (апостолов)». В Новом Завете крестное знамение образно называется печатью Бога Живого.

Крестное знамение — древнейшее церковное предание, через апостолов восходящее к Спасителю. Василий Великий, как было указано выше, относил крестное знамение к неписанному преданию: «Кто из возложивших упование на имя Господа нашего Исуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением?»

Раннехристианский богослов Тертуллиан69 около 200 года писал о крестном знамении как о всеобщем обыкновении: «При всяком успехе и продвижении вперед, при всяком входе и выходе, когда мы одеваемся и обуваемся, перед купаниями и перед приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем свое чело крестным знамением».

Как совершали крестное знамение апостолы и древние христиане?

Они крестились так же, как и современные староверы — двумя перстами (пальцами). Такой способ совершения крестного знамения называется двуперстием, двоеперстием.

Для совершения крестного знамения, по апостольскому преданию, нам нужно сложить вместе три пальца правой руки: большой с безымянным и мизинцем. Этим исповедуется наша вера в Пресвятую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Остальные два перста — указательный и средний — нужно протянуть вместе, при этом средний палец нужно немного преклонить. Эти два перста изображают две природы, два естества распятого Господа: божественное и человеческое.

Так мы исповедуем, что Исус Христос в Своей земной жизни одновременно был Богом и человеком. Преклонение среднего пальца означает, что Сын Божий преклонил Небеса и сошел на землю, дабы стать человеком ради нас, людей, и ради нашего спасения.

Итак, двумя перстами мы должны осенить себя, полагая их прежде на чело (лоб) и исповедуя этим, что Христос — наша истинная и вечная Глава. Затем полагаем их на живот (на уровне пояса) и этим исповедуем сошествие Сына Божьего на землю и пребывание в пречистой утробе Девы Марии. Затем полагаем пальцы на правое плечо, исповедуя, что на небесах Христос сидит справа от Бога Отца. Затем полагаем их на левое плечо, исповедуя, что Христос придет во второй раз судить живых и мертвых и поставит праведников по правую сторону от Себя, а грешников — по левую.

Креститься всегда нужно истово, не спеша и благоговейно. Тяжкий грех — совершать крестное знамение небрежно, быстро и невнимательно.

Двуперстие можно видеть на древнейших и важнейших памятниках церковного искусства. Спаситель с двуперстным благословением изображен на росписях конца IV — начала V веков в римских катакомбах святых Петра и Марцеллина. Такое же изображение Христа имеется на иконе VI столетия из монастыря святой Екатерины у подножия горы Синай.

Вообще, в древности никто и никогда не сомневался, что Христос благословлял двумя перстами. Об этом говорится в чинах отречения от разных ересей, составленных в Византии: «Если кто не знаменуется двумя пальцами (ток; 6voi бактиХок; [тис диси дактилис]), как и Христос, да будет анафема».

О том, что пальцы, сложенные для крестного знамения, обозначают распятого Господа, свидетельствуют древние церковные учителя. Например, святой Кирилл Иерусалимский72 писал: «Не постыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем перстами знамение креста на лице и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем. Да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он (крест) — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божья, знамение для верных и страх для злых духов».

Святой Петр Дамаскин73 писал: «Да и кто может исчислить похвалы святого креста? Образ же святого его знамения святые отцы предали нам для опровержения неверных и еретиков, ибо два перста и единая рука являют распятого Господа Исуса Христа в двух естествах и в единой ипостаси74 познаваемого».

Православные христиане отличаются от инославных по тому, как складывают пальцы для крестного знамения. Об этом говорил Иоанн Дамаскин: «Крест дан нам в качестве знамения на челе, как обрезание — Израилю. Ибо через него мы, верные, различаемся и распознаемся от неверных. Он есть щит и оружие, и памятник победы над дьяволом».

Одной из важнейших причин церковного раскола XVII столетия стало изменение Никоном сложения пальцев для крестного знамения. Древнее двуперстие было заменено троеперстием, возникшим у греков в XV-XVI веках.

По учению Никона три перста обозначали Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Получалось, на кресте распят не Христос, а вся Троица, что соответствовало ереси монофизитов. Эти еретики считали, что, поскольку лица Троицы единосущны и нераздельны, вместе с Богом Сыном страдали Бог Отец и Бог Дух Святой. Таким образом, еретики верили, что через Христа на кресте была распята вся Троица.

Монофизитство осуждено Церковью на IV Вселенском соборе в Халки доне75 в 451 году.



Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо