Каждый человек с момента своего крещения и до смертного часа должен носить на груди крест – это знак нашей веры в распятие и в Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Крест мы носим не поверх одежды, а на теле, потому он и называется нательным. Он служит нам постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны и, тем самым, нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.
У старообрядцев принят осьмиконечный (восьмиконечный) крест, подобный тому Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.
Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Точно также и Крест Господень изображался символически. Позднее, когда был обретён святой царицей Еленой подлинный Крест Господень, осьмиконечная форма креста стала изображаться всё чаще и чаще. Но четвероконечный крест не исчез совсем и, например, нательный старообрядческий крест представляет собой крест четвероконечный, внутри которго изображён осьмиконечный крест - символическая Голгофа с черепом (главой Адама) у основания. На верху этого осьмиконечного креста под титлами надпись - ЦРЬ СЛВЫ, ниже по бокам - IС ХС СНЪ БЖIЙ, что значит: «Царь Славы Исус Христос Сын Божии». Часто добавляется надпись «НИКА» (в переводе с греческого «победа»), что означает победу Христа над смертью. На некоторых крестах могут быть ещё такие буквы, как К, что значит «копие», Т – «трость», ГГ – «гора Голгофа», ГА – «глава Адама», МЛРБ – «Место Лобное Рай Бысть», что значит «на месте казни Христа некогда был насажден Рай». На более крупных крестах в самом верху изображаются буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский).