Пояса
Пояс
Пояс – обязательный элемент как женского, так и мужского русского народного костюма.
На Руси после принятия христианства
пояс, наравне с крестом, был признаком принадлежности к православному
миру. Он представляет собой своеобразный символ одетости, то есть без пояса, как и без нательного креста (а для
женщин – ещё и без платка), человек, можно сказать, исключался из социальной и
культурно-религиозной среды. Отсутствие
пояса было знаком принадлежности к иному, чужому
миру, в том числе к этническому и конфессиональному. Человек без пояса, как и без креста, уязвим, он
открывает доступ к себе нечистой силе. У русских не принято было находиться
без пояса не только вне дома, но и дома. Более того, это считалось
неприличным, отсюда и появилось у глагола распоясаться переносное значение «стать распущенным,
недисциплинированным, утратить всякую сдержанность; вести себя вызывающе,
развязно». Также у русских оскорбительным было, если с
человека срывали пояс, это означало –
обесчестить его. Заметим, что в отдельных старообрядческих приходах и сейчас
неподпоясанного человека могут не
пустить на богослужение или же сделать ему строго замечание.
Пояс был
обязательной частью одежды у русских, как повседневной, так и праздничной ещё и
в начале 20 столетия, но постепенно вышел из
обихода, сохранившись только у старообрядцев, да и то, как принадлежность русского костюма, надеваемого на церковную
службу. Правда, старообрядцы часовенного
согласия, живущие в основном в Южной Америке, сохранили ношение пояса не только
на богослужении, но и в домашнем обиходе.